Статьи

Разбор слова по составу (морфемный анализ)

Опубликовано: 16.02.2018


Разбор слова по составу (морфемный анализ, от слова морфема – значимая часть слова) – один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.

Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт , типа дощатый – брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква кв производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то – ч (после согласного корня).

Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т. е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт , прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.

Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался!

Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.



Ответы@Mail.Ru: что такое морфемный разбор слова?


Ольга Осипова Искусственный Интеллект (117495)

Разбор слова по составу ( морфемный анализ, от слова морфема — значимая часть слова) — один из видов лингвистического анализа, целью которого является определение состава, или структуры, слова. Он играет значительную роль в формировании орфографических навыков.
Например, при написании прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса -aт-, типа дощатый - брусчатый, важно определить, к какой морфеме относится буква к в производящем существительном: если к корню (доск-а), то в соответствующем прилагательном пишется щ, если к суффиксу (брус-ок), то - ч (после согласного корня).
Необходимо помнить, что разбор слова по составу следует производить в соответствии с нормами современного русского языка. Так, в современном русском языке слово богатый не имеет суффикса, который выделялся некогда и имел то же значение, что и в прилагательном полосатый, а именно: наличие соответствующего признака, предмета. В настоящее время прилагательное полосатый имеет отношение к слову полоса, т.е. мотивировано им, и, следовательно, содержит суффикс -aт-, прилагательное же богатый утратило отношения производности с существительным бог, поэтому его основа состоит лишь из корня. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения его частей, или морфем.
Никогда не следует начинать анализ слова с поиска корня, каким бы “прозрачным” он ни казался!
Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.
Окончание - это изменяемая, значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Значение окончания чисто грамматическое: оно указывает на число и падеж у существительных, числительных и личных местоимений; падеж, число и - только в единственном числе - род у прилагательных, причастий и некоторых местоимений; лицо и число у глаголов в настоящем и будущем времени; число и род у глаголов в прошедшем времени и условном наклонении.
В русском языке существует значительное число слов, которые не имеют окончания в силу того, что не изменяются. Это:
1) наречия,
2) деепричастия,
3) сравнительная степень прилагательного,
4) некоторые существительные (пальто, шоссе),
5) некоторые прилагательные (беж, мини),
6) некоторые притяжательные местоимения (его, ее, их).
Слова, не имеющие окончаний, не следует путать со словами, имеющими нулевое окончание. Нулевое окончание противопоставляется окончанию материально выраженному: дом - в доме. Следовательно, нулевое окончание — это такая значимая, материально не выраженная часть слова, которая выделяется в слове при сопоставлении его с другими формами, имеющими материально выраженные морфемы.
Основные формы и классы слов, в которых выделяются нулевые окончания:
1. им.п. ед.ч. имен существительных м.р. - сад_, снег_;
2. им.п. ед.ч. имен существительных ж.р. - радость_, мышь_;
3. им.п. ед.ч. м.р. кратких прилагательных и причастий: грустен_, обижен_, снят_;
4. им.п. некоторых числительных: двенадцать_, шесть_, один_;
5. род.п. мн.ч. некоторых существительных: чулок_ (чулк-и), семей_, (се[м ' й а]);
6. им.п. ед.ч. м.р. притяжательных прилагательных: Зевсов_ (ср. Зевсова), сестрин_ (сестрина), рыбий_ (ры[б ' й а ]).
7. ед.ч. м.р. глаголов прош. вр. и условного наклонения: шел_ , разговаривал_ , находился_, приходил_ бы, заблудился_ бы.
http://www.examen.ru/db/Examine/catdoc_id/63C8A09E7D8F4376C3256B49003ADBD3/rootid/9327995FB7A6D40FC3256A02002CE0D5/defacto.html



Разбор слова по составу


Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых оно состоит.
Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания:

Чтобы выделить окончание, надо изменить слово. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.

Определить слово как часть речи. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. Правильность выделения окончания проверить его изменением. Указать основу слова. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

Другие заметки по русскому языку и литературе



Как правильно сделать разбор слова по составу


Разбор слова по составу (или же морфемный - от термина «морфема», что обозначает минимальный значимый компонент слова) - это вид лингвистического анализа. Цель его - определить структурный состав лексемы. То есть, чтобы сделать правильный разбор слова по составу, нужно найти и выделить все составляющие, из которых построена определённая словоформа. Такой анализ (не следует путать с морфологическим, где рассматривается слово с точки зрения принадлежности к определённой части речи) и называется морфемным.

Разбор слова по составуследует начать с установления границ каждой морфемы, то есть нужно верно определить приставку, корень, суффикс, окончание, основу. Но стоит помнить, что не каждая словоформа обязательно содержит все существующие морфемы: например, «школьный» состоит из корня (-школ-), суффикса (-н-) и окончания (-ый). Но, в свою очередь (и это не редкость для современного русского языка),бывают слова, которые включают в себя несколько корней, приставок или суффиксов. Так, «пароходный» имеет два корня (-пар- и -ход-), один суффикс (-н-) и окончание (-ый). А «слушатель» состоит из корня (-слуш-) и двух суффиксов (-а- и -тел-), но зато не имеет приставки, а окончание в этом слове будет нулевым (формально не выражено на письме буквами).

Итак, чтобы сделать верный разбор слова по составу, необходимо вспомнить определение всех основных минимально значимых единиц языка. Главная морфема, которая несёт в себе лексическое значение (то есть выражает смысл) и является общей частью всех однокоренных слов — корень.



Разбор наречия по составу


Каждое слово состоит из морфем – составных частей. Для правильного морфемного разбора наречия предусмотрен план, подробно описанный в этой статье. Кроме того, здесь приведены наглядные примеры развернутых разборов по составу наречий.

План разбора наречия по составу

Разбор наречия по составу – это выделение в слове морфем (частей, из которых оно состоит). Разбор осуществляется по следующему плану:

выделить формообразующий суффикс (у наречий – -о/-е, -у/-ю, -а/-я, -и, нулевой суффикс, -ее/-ей/-ше); выделить основу слова; выделить приставку; выделить корень; выделить суффикс.

Обычно при морфемном разборе, для определения основы и окончания, к слову подбираются его склоняемые (спрягаемые) формы. Однако наречие является неизменяемой частью речи, поэтому для выделения основы подбирается слово, от которого наречие образовано (прилагательное, местоимение, существительное, глагол, числительное).

Примеры разбора наречий по составу

Предлагаем ознакомиться с развернутыми разборами по составу наречий примерами:

Нехорошо (образовано от частицы и прилагательного – не хороший)

Формообразующий суффикс – ; Основа слова – нехорош-; Приставка – не-; Корень – -хорош-.

Быстрей (быстро – образовано от прилагательного быстрый)

Формообразующий суффикс – -ей; Основа слова – быстр-; Приставки нет; Корень – -быстр-.

Неподалеку (образовано от прилагательного далекий)

Формообразующий суффикс – ; Основа слова – неподалек-; Приставки – не-, по-; Корень – -далек-.

Вверх (образовано от существительного с приставкой – в верх)

Нулевой формообразующий суффикс; Основа слова – вверх; Приставка – в-; Корень – -верх.

Тест по теме



«подсказать» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание)


Умение правильно находить общий корень - важный навык, помогающий в изучении крайне сложного русского языка.

Чем нужно руководствоваться, чтобы подобрать правильные однокоренные слова к слову подсказать? Успешно справиться с этим заданием - найти однокоренные / однокорневые слова для подсказать - невозможно без знания определений морфемы, приставки, корня, суффикса, окончания. Мы поможем научиться основным принципам поиска однокоренных слов, узнав, что такое корень и какое значение при поиске однокоренных слов к подсказать играют другие морфемы, или подобрать родственные части речи к слову подсказать из нашего онлайн-словаря с функцией автоматического определения корня.

В нашем онлайн словаре однокоренных слов мы поможем Вам разобрать слово подсказать по составу. Выделяем корень подсказать , суффикс, приставку и окончание, а так же однокоренные слова для подсказать .



Морфологический разбор причастия


При морфологическом разборе причастия необходимо определить его постоянные и непостоянные признаки, а также синтаксическую роль в предложении. В данной статье подробно описан план грамматического разбора причастия с приведением наглядных примеров.

Морфологический разбор причастия – это грамматическая и синтаксическая характеристика слова. Грамматический разбор предполагает определение постоянных и непостоянных морфологических признаков причастия, а также его синтаксической роли в предложении.

План морфологического разбора причастия

Часть речи. Начальная форма. Общее значение. От какого глагола образовано. Постоянные грамматические признаки: Залог (действительный или страдательный); Вид; Время; Возвратность; Переходность. Непостоянные грамматические признаки: Форма (полная или краткая); Число; Род (только в ед. числе); Падеж (только у полных). Синтаксическая роль

Примеры морфологического разбора причастия

Гуляющие в парке люди что-то обсуждали.

Гуляющие

Причастие; начальная форма – гуляющий; значение признака по действию; образовано от глагола гулять. Постоянные грамматические признаки: Действительный залог; НСВ; Настоящее время; Невозвратный; Непереходный. Непостоянные грамматические признаки: Полная форма; Множественное число; Именительный падеж. Люди (какие?) гуляющие в парке – необособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Школьник ответил на вопрос, заданный учителем.


Заданный

Причастие; начальная форма – заданный; значение признака по действию; образовано от глагола задать. Постоянные грамматические признаки: Страдательный залог; СВ; Прошедшее время; Невозвратный; Переходный. Непостоянные грамматические признаки: Полная форма; Единственное число; Мужской род; Винительный падеж. Вопрос (какой?) заданный учителем – обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Картинка нарисована ребенком.


Нарисована

Причастие; начальная форма – нарисованный; значение признака по действию; образовано от глагола нарисовать. Постоянные грамматические признаки: Страдательный залог; СВ; Прошедшее время; Невозвратный; Переходный. Непостоянные грамматические признаки: Краткая форма; Единственное число; Женский род. Картинка (была какова?) нарисована – именная часть составного именного сказуемого.

«весенний» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание)


Умение правильно находить общий корень - важный навык, помогающий в изучении крайне сложного русского языка.

Чем нужно руководствоваться, чтобы подобрать правильные однокоренные слова к слову весенний? Успешно справиться с этим заданием - найти однокоренные / однокорневые слова для весенний - невозможно без знания определений морфемы, приставки, корня, суффикса, окончания. Мы поможем научиться основным принципам поиска однокоренных слов, узнав, что такое корень и какое значение при поиске однокоренных слов к весенний играют другие морфемы, или подобрать родственные части речи к слову весенний из нашего онлайн-словаря с функцией автоматического определения корня.

В нашем онлайн словаре однокоренных слов мы поможем Вам разобрать слово весенний по составу. Выделяем корень весенний , суффикс, приставку и окончание, а так же однокоренные слова для весенний .



«земляника» — морфемный разбор слова, разбор по составу (корень суффикс, приставка, окончание)


Умение правильно находить общий корень - важный навык, помогающий в изучении крайне сложного русского языка.

Чем нужно руководствоваться, чтобы подобрать правильные однокоренные слова к слову земляника? Успешно справиться с этим заданием - найти однокоренные / однокорневые слова для земляника - невозможно без знания определений морфемы, приставки, корня, суффикса, окончания. Мы поможем научиться основным принципам поиска однокоренных слов, узнав, что такое корень и какое значение при поиске однокоренных слов к земляника играют другие морфемы, или подобрать родственные части речи к слову земляника из нашего онлайн-словаря с функцией автоматического определения корня.

В нашем онлайн словаре однокоренных слов мы поможем Вам разобрать слово земляника по составу. Выделяем корень земляника , суффикс, приставку и окончание, а так же однокоренные слова для земляника .



Морфемный разбор (разбор слова по составу) - РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ - РУССКИЙ ЯЗЫК - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ


При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчеркивается основа.

После этого основа слова разбивается на морфемы.

Как мы уже говорили, возможны два противоположных подхода к морфемному членению основы: формально-структурный и формально-смысловой.

Суть формально-структурного морфемного разбора состоит в том, что в основе в первую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то, что идет до корня, учеником должно быть осознано как приставка (приставки) в соответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобные элементы в других словах. Аналогично с суффиксами. Иначе говоря, главным при разборе становится эффект узнаваемости учеником морфем, внешнее сходство каких-то частей разных слов. И это способно привести к массовым ошибкам, причина которых — игнорирование того факта, что морфема является значимой языковой единицей. Отсутствие работы по определению значения морфем приводит в ошибкам двух типов, имеющих разную природу:

Ошибки в определениикорня слова связаны с неразличением синхронного морфемного и исторического (этимологического) состава слова. Причем комплекс 2 неразличение современного и исторического морфемного состава слов берет за установку, помогающую иногда в определении правильности написания, что вполне соответствует общей орфографико-пунктуационной направленности курса и учебника в целом. Так, в учебнике по теории в качестве иллюстративного материала приведен такой пример морфемного разбора слова искусство ( ис-кус-ств-о ). Очевидно, что такой подход не может способствовать корректному выделению корня в современной структуре слова и приводит к выделению в основе незначимых сегментов.



Рочко Т. | Морфемный и словообразовательный разбор слова


НОВЫЙ ПОДХОД

Т.А.РОЧКО

Морфемный и словообразовательный разбор слова очень близки по методике проведения и тесно связаны друг с другом. Однако в школьной практике – в большинстве школ, где обучение проводится по стандартным программам, – словообразованию уделяется слишком мало внимания (объясняются только способы словообразования), поэтому ученики остаются в неведении по поводу того, как происходит процесс словообразования и зачем вообще нужно знать, что такое словообразование.
В идеале изучение состава слова, исследование принципов соединения морфем в слово должно служить обучению словотворчеству и в целом творческому
овладению языком. В наиболее полном объеме эта задача решается коллективом авторов, создавших учебник по русскому языку под редакцией М.В. Панова.
С морфемным анализом слова ученики знакомятся еще в начальной школе: обучаясь грамоте, необходимо знать, какой в данном слове корень, чтобы подобрать однокоренное проверочное слово; нужно уметь выделять окончание, чтобы правильно образовывать слова, и т.д. Все исследование состава слова подчинено «правильнописанию», воспроизведению готовых «деталей» языка.
С младших классов учеников обучают обращаться к этимологии слова. Дело в том, что большое количество слов в русском языке пишется по традиционному принципу, т.е. объяснение их правописания лежит глубоко в истории слова. Кроме того, поиск дальних родственников слова, его «семейных» связей не только способствует запоминанию его внешнего вида, но и будит интерес как к истории языка, так и к самому языку.
Конечной целью этимологического анализа слова является поиск этимона (от греч. etymon – «истина») – первоначального значения и формы слова. Изучение происхождения слова – чрезвычайно интересное занятие, заставляющее детей заглянуть в такие словари, как «Словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, «Школьный этимологический словарь» Шанского и Боброва, «Этимологический словарь» Фасмера, в словари иностранных слов.
Например, слово палец в современном языке непроизводное. В Толковом словаре под ред. Д.Н. Ушакова находим объяснение: «Палец – одна из пяти подвижных конечных частей кисти руки или ступни ноги человека». В словаре В.И. Даля рядом со словом палец стоит слово палка . В объяснительной статье читаем о том, что «подвижные конечные части кистей рук» назывались раньше перстами и лишь та часть, что противопоставлена ладони, называлась метафорически палец по своему сходству с палкой , видимо, веткой, сучком дерева. Позже все персты переименовались в пальцы , а о сходстве с палками забыли.
Итак, при этимологическом анализе мы выделим корень -пал- , знакомый нам по словам пал-к-а и пал-иц-а (огромная дубина – боевое оружие былинных богатырей). А при синхронном словообразовательном и морфемном анализе мы назовем слово непроизводным и выделим только окончание.
Как мы видим, в языке существуют связи, которые уходят корнями глубоко в прошлое. Такие связи изучает диахрония (от греч. dia – «через, сквозь», и chronos – «время»). Но есть связи, которые существуют сейчас, здесь, они свежи, понятны любому носителю языка – это современные связи, модели, значения. В противоположность диахронии этот аспект изучения состояния языка называется синхроническим; синхрония (от греч. synchronos – «одновременный»).
Самое трудное при изучении того, как образовано слово, – различение живых и исторических связей слова.
Ощущается ли современными носителями языка родственная связь в словах зрачок – зоркий – беспризорный – зрение – зрячий – презрение – надзор – позор – зрелище и т.д.? Все эти слова связаны с понятием ‘видеть глазами’, ‘наблюдать’ и имеют корень -зор-/-зр- . Но, видимо, все же трудно современному человеку поставить рядом слова зоркий и позор (раньше: ‘некое действо, которое стоит у-зр-еть ’). Поэтому, если мы ощущаем и можем подтвердить этимологическими объяснениями родственные связи между словами, которые на современном этапе развития языка кажутся слишком далеко разошедшимися, следует обязательно пояснять, в каком аспекте – синхроническом или диахроническом – мы рассматриваем слова. К сожалению, школьные учителя почти никогда не уточняют характер изучения слова (и отдают предпочтение диахронии, хотя по замыслу школьный курс должен быть синхроническим). Кроме того, школьный учитель спрашивает учеников скорее о составе слова, а не о пути «сотворения слова», который в нем зашифрован.
В чем же различие между морфемным и словообразовательным анализом?


Новости

Где купить автомобильный держатель для телефона

Аксессуары сейчас делают практически для всего. Человеку всегда были интересны вещи, которые доставляют ему удобство, а когда в придачу этот аксессуар дает безопасность, то эти вещи становятся хитами

Ремонт холодильников в Одессе
Холодильник - один из главных бытовых приборов в наших квартирах. Он заслуженно занимает место на кухне. Многие продукты питания требуют для хранения поддержания особых температурных условий, которые

Запчасти для грузовиков
Вы ищите надежного поставщика, чтобы купить запчасти для грузовиков? Значит вы попали туда, куда нужно. Наша компания уже 10 лет занимается продажей запчастей для любого вида грузовых автомобилей

Великие актеры не получившие оскар
С приходом осени на горизонте появляются первые номинанты нового сезона премии Оскар. Сейчас много шума вокруг фильмов "Дикий", "Судья", "Исчезнувшая" и ряда других фильмов, которые будут выпущены в

Бюллетени для голосования
Основной принцип голосования на общих собраниях акционеров (ОСА) закреплен в Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) и звучит, как «одна голосующая

Как регистрировать интеллектуальную собственность
В наше время все большую ценность приобретает интеллектуальная собственность, которая, в отличие от материальных материальных вещей, таких, как те же основные фонды, не может быть поставлена под охрану.

Обращение депутата к избирателям
4 декабря нам предстоит сделать выбор, от которого во многом будет зависеть судьба России, республики, района и каждого из нас. Либо мы продолжим поступательное развитие промышленности, сельского хозяйства

Голосование на твц право голоса
Российское ток-шоу «Право голоса» сняли с эфира из-за драки с политологом Томашем Мацейчуком из Польши, который во время записи передачи заявил, что жители России, в отличие, например, от

Федеральное агентство по техническому регулированию
РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА Метрологию, стандартизацию и сертификацию следует рассмотривать и как инструменты технического регулирования. Техническое регулирование в России обусловлено ее желанием

День молодого избирателя
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления.